Как отучить ребенка говорить «плохие» слова?

Как отучить ребенка говорить «плохие» слова?

Прежде чем дать какие-либо советы и рекомендации по поводу отучения детей от «плохих» слов, давайте разберёмся, что это за слова и почему ребёнок их говорит.

Итак, для начала следует отметить, что чаще всего под «плохими» мы подразумеваем слова, которые не вписываются в рамки социальных норм и приличий. То есть речь идёт о ненормативной лексике. Нецензурные слова и выражения - тема весьма обширная и неоднозначная. Она до сих пор вызывает массу споров и дискуссий по отдельным моментам среди лингвистов. Однако с точки зрения конкретной семьи всё гораздо проще: есть слова «хорошие», есть слова «плохие», есть слова, которые можно говорить детям, а есть, которые запрещено. Но рано или поздно в каждой семье наступает момент, когда из ангельского ротика вылетает нечто, что заставляет родителей и всех окружающих краснеть. И именно тогда возникает вопрос: что же с этим делать?

Давайте вернёмся к детям. Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что для любого человека вне зависимости от его возраста является абсолютно нормальным и естественным осваивание мира во всех его проявлениях. Но стоит заметить, что у детей исследование и познание ранее неизведанного протекает в разы активнее и быстрее. Ребёнок находится в постоянном процессе приобретения знаний о мире, развития навыков, умений и способностей. Он как губка впитывает в себя всё новое в том виде, в каком оно существует, не разделяя на «хорошее» и «плохое», и тем самым пополняет свою «копилку» сведений о мире, в котором он живёт. Тоже самое происходит и с новыми словами и выражениями. Ребёнок, можно сказать, «ловит их налету» и, как правило, тут же пробует своё «новоприобретение» применить на практике и… в полном объеме наслаждается произведенным эффектом.

Любая наша реакция на услышанное (будь то сердито поджатые губы, недовольство, удивление, смех) делает эти слова для детей «особенными». И это естественно! Ребёнок сразу замечает, что происходит что-то неординарное, ведь на «обычные» слова мы так не реагируем. И будьте уверены, чем ярче будет Ваша реакция, тем чаще Ваше чадо будет использовать то, что вызвало реакцию, когда захочет «развести» Вас на определённые эмоции.

Вывод напрашивается сам по себе. Когда речь идёт о маленьком ребёнке, который начинает говорить, не реагируйте!!! Постарайтесь игнорировать нежелательные слова и фразы, сделайте вид, что вы этого не слышите. И, наоборот, делайте эмоциональные акценты, поощряйте те высказывания, которые Вы хотели бы закрепить. Например: «молодец, ты очень хорошо мне все объяснил…», «как красиво ты сейчас сказал, повтори еще раз, я хочу послушать…», «я тебя очень хорошо понял…» и т. д.

Но здесь Вы можете столкнуться с одним препятствием, которое, вероятнее всего, помешает воплотить наш совет в реальность. И это препятствие – Вы сами. Точнее, Ваша реакция на ненормативную лексику. У многих она ассоциируется с переживаниями, уходящими своими корнями в психотравмы, полученные в детстве. И в этих случаях люди просто не могут не реагировать на нецензурные высказывания (особенно матерные слова и выражения), они их действительно «не переносят». Например, такая реакция бывает характерна для лиц, выросших в семьях алкоголиков. Но это легко исправить. Обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту!!! Специалисты помогут Вам найти причину и убрать болезненность такой реакции, проработав травматичный опыт и всё, что с ним связано. И это очень важно, ведь именно спокойное и ровное отношение в ответ на услышанное подарит Вам возможность управлять вышеописанными ситуациями. Ну и вообще следует отметить, что дзенская невозмутимость совсем не мешает, а очень даже помогает! Причём не только при воспитании детей! :)

Теперь поговорим о ситуациях, когда ребенок прекрасно понимает, что он говорит «плохие» слова. Это касается детей 5-ти лет и старше. Вот их высказывания уже не достаточно игнорировать. В этом возрасте они нуждаются в объяснениях, почему определённые слова говорить не стоит. ( А для этого неплохо бы большей части родителей сначала самим разобраться в этом вопросе! Поэтому Википедия всем в помощь! ).

Поймите, Ваш ребенок, так же как и Вы, будет знать и владеть всем многообразием ненормативной лексики. Как бы не старались родители, дети всё равно периодически употребляют «крепкое словцо» во время общения. Убрать такие слова из речи ребёнка не получится! (Вам же не удалось их убрать полностью из своей собственной речи :)). Разумный выход здесь один. Взрослым необходимо донести до понимания ребёнка одну простую вещь: насколько человек вписывается в общепринятые социальных нормы и правила, настолько он принимается своим окружением. Поэтому если ребёнок хочет быть «принятым», то ему лучше соблюдать определённый нормы поведения, существующие в обществе. Объясните маленькому человечку, что сквернословие является нарушением этих самых общепринятых правил, что это может привести к негативному отношению к нему и неприятным последствиям, иногда даже к изоляции.

То, каким способом эта информация будет донесена, не имеет решающего значения. Но здесь всё же лучше постараться обойтись без прямых запретов и угроз. Важно, чтобы ребёнок смог увидеть и понять существующие в обществе «границы» и «рамки дозволенного» . Также ему необходимо усвоить, что нарушение «правил игры» чаще всего не проходит бесследно, оно чревато определёнными последствиями. Как вариант вполне подойдут следующие объяснения: «если это слово ты скажешь при бабушке, то она сильно расстроится, а воспитатели в саду вообще могут за это наказать…» или «если будешь ругаться матом, то каким бы умным(ой) мальчиком (девочкой) ты не был(а), отношение учителей к тебе будет хуже, нежели чем к детям, которые таких слов не говорят». В большинстве случаев подобная тактика поведения взрослых решает проблему «плохих слов» у детей.

Но есть один очень важный нюанс! Если не смотря на все Ваши действия и вразумительные объяснения, ребёнок продолжает использовать в своей речи ненормативную лексику, делает это специально, «назло», употребляет ругательства в общественных местах, игнорируя замечания окружающих его людей, — это даже не повод, а серьёзная причина для обращения к детскому психотерапевту. Помните, подобные нарушения поведения могут быть признаком психических отклонений, требующих лечения!!! И не надо медлить. Если у Вас возникли сомнения, обратитесь за помощью к специалисту в этом вопросе. Не к психологу, не к неврологу, а именно к врачу-психотерапевту. Все страхи и опасения, связанные с подобными визитами, - пережитки прошлых времён. Весь цивилизованный мир уже давно пользуется услугами врачей этой специальности.

Как специалисты с многолетним опытом работы, с уверенностью можем заявить: если у человека есть психическое заболевание, встречи с психиатрами или психотерапевтами он скорее всего не избежит. Мы не будем утверждать, что чем раньше Вы обратитесь за помощью, тем лучший результат получите в итоге. Эта закономерность прослеживается не в 100% случаев. Мы хотим сказать о другом. Своевременное обращение за помощью и правильная оценка происходящего, не говоря уже о грамотно подобранном лечении, часто становятся решающими факторами, позволяющими снять то напряжение, которое существует в семьях, где есть люди с психическими расстройствами.

Мы надеемся, что прочтение этой статьи изменит Вашу жизнь и жизнь Ваших детей в лучшую сторону. И в заключение нам хотелось бы сказать, что мы не ведем войну с детьми за чистоту речи, мы учим их говорить красиво и…

comments powered by HyperComments